Свяжитесь с нами

Посмотреть все Советы
Чем грозит аквапланирование и как его избежать

Аквапланирование – это процесс, при котором в дождливую погоду между колесами автомобиля и дорожным полотном образуется водяной слой. В результате этого покрышка теряет свои сцепные свойства, что приводит к значительному ухудшению управляемости. Возникновение подобного эффекта провоцируют многие факторы. Как же предотвратить аварийные ситуации и обеспечить безопасную езду в дождливую погоду?

Причины возникновения

Мокрая дорога еще и во время дождя всегда таит в себе определенную опасность для водителя. Поэтому в таких условиях следует управлять машиной максимально осторожно, стараясь объезжать глубокие лужи.

Эффект аквапланирования более вероятен в том случае, если при езде под дождем вы превышаете скорость и резко маневрируете.

Потеря контакта с дорогой зачастую происходит по вине непродуманного рисунка протектора. При покупке шин обязательно обращайте внимание на особенности их конструкции. Протекторный узор, лишенный эффективных водоотводящих каналов, плохо устраняет воду из пятна контакта.

Аквапланирование возникает, когда дороги покрыты толстой водяной пленкой. Большую роль в этом могут сыграть не только обильные осадки, но и проблемное состояние дорожной поверхности.

Все эти факторы порой дополняют друг друга и являются взаимосвязанными. Например, наличие луж на трассе не всегда говорит о том, что автомобиль обязательно потеряет контакт с дорогой. Чтобы это произошло, достаточно выбрать темпераментный стиль вождения и покрышки с неправильным или стертым рисунком протектора. Доказано, что при скорости 100 км/ч лишь 1 мм водяной прослойки способен вызвать эффект аквапланирования. Поэтому будьте внимательны: старайтесь объективно оценивать ситуацию на мокрой дороге и своевременно уменьшать скорость движения.

Факторы, повышающие риск

Первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

Толщина водяной пленки – это второй фактор. Если глубина лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно.

Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость.

Есть и другие факторы, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна.

Опасность аквапланирования

Транспортное средство, которое сталкивается с эффектом аквапланирования, становится неконтролируемым. Покрышки перестают реагировать на рулевые команды. Если на скользкой трассе колеса частично подвержены нестабильному сцеплению, то при аквапланировании полностью исчезает взаимодействие шин с дорогой. Вода, проникая в углубления протектора, отталкивает резину от дорожного полотна. В результате водителю придется иметь дело с абсолютно неуправляемой машиной. Протектор, неуспевающий вовремя отводить воду из контактной зоны, увеличивает тормозной путь автомобиля и негативно сказывается на устойчивости колес.

Как избежать заноса

В первую очередь вам нужны качественные летние шины с грамотным рисунком протектора. Сегодня производители всячески совершенствуют строение авторезины, внедряя технологии, препятствующие аквапланированию. Хорошо отталкивают воду покрышки, снабженные глубокими водоотводящими канавками. Эксперты рекомендуют направленный рисунок протектора, который часто называют дождевым.

Эффективно преодолевает водяной слой протектор, оснащенный продольными канавками. Помните, что резина должна оперативно вытеснять воду из пятна контакта – только так можно сохранить надежные сцепные характеристики колес в неблагоприятных климатических условиях.

Следите за состоянием автопокрышек. Протектор со стертым рисунком – верный шаг навстречу аквапланированию. Это связано с тем, что изношенная резина имеет канавки недостаточной глубины, из-за чего вода быстро накапливается в зоне контакта с дорогой. Образуемый слой жидкости отрывает колеса машины от дорожного покрытия, и эффект аквапланирования наступает незамедлительно. Для безопасного маневрирования и торможения на влажной трассе необходим глубокий и ярко выраженный рисунок протектора. Поэтому советуем заблаговременно менять старые покрышки на новые.

Сохраняйте бдительность, совершая поездку в дождливый день. Не увлекайтесь скоростной ездой на мокрой дороге, покрытой лужами. В сочетании с высокой скоростью губительна даже тончайшая водяная пленка.

Что делать, если возникло аквапланирование

Существует несколько способов борьбы с этим явлением.

Во-первых, не следует резко поворачивать руль и колеса, пытаясь выйти из затруднительного положения. Так машину быстрее занесет, и вы полностью утратите контроль над управлением. Во-вторых, нельзя полагаться на тормозную систему автомобиля. Следует медленно сбрасывать обороты двигателя – так колеса постепенно восстановят сцепление с дорогой. Но в иных случаях, чтобы спасти машину от аквапланирования, рекомендуется увеличить скорость. Например, это подходит для автотранспорта с передним приводом, который принимает первую нагрузку на задние колеса. Немного ускорившись, вы не позволите аквапланированию полностью поглотить ваш автомобиль.     

 

4 июня 2018 г.